Йога без ограничений

История йоги насчитывает многие тысячелетия. Первые упоминания о йоге находятся в Ведах - древних санскритских текстах. Слово «йога» произошло от санскритского корня «йодж» или «йудж» и впервые встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы, где оно употребляется в различных значениях: надевание ярма или упряжи, достижение недостижимого, связь. С течением времени оно все реже употреблялось в своем первоначальном значении, все чаще в значении наложения ярма на чувственность. Дальнейшее развитие смысла слова «йога» происходило под влиянием различных философских течений и сейчас встречаются несколько смысловых значений: «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. д.

Научно происхождение йоги установить точно не удалось. С одной стороны, йога считается индийским творением, поскольку при раскопках городов древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро (возраст которых соответствует первым династиям Древнего Египта) были найдены «печати» с изображениями асан йоги. Однако существует другая точка зрения, согласно которой йога была принесена в Индию предками славян - ариями.

Таким образом, практика йоги существует уже тысячелетия, прошла испытание временем и оптимальна для человеческого организма.

Йоговские практики позволяют телу сохранить гибкость и хорошую форму и поддерживать его функции в активном состоянии.

В вопросах профилактики болезней и продления жизни йога, несомненно, является наиболее гармоничной и испытанной системой. Упражнения йоги создают равновесие во всех функциональных системах организма и укрепляют каждую часть тела. Они также позволяют развить полный контроль над физическими функциями и умственной деятельностью так, что человек может сохранить хорошее здоровье на протяжении всей жизни.

Несмотря на громадное философское наследие, йога – это практическая система.

В некоторых трактатах читаем: «Повелитель жизни и смерти для блага всех живых, дал учение йоги людям… Дал он ее тем, кто устал от бесконечных пустых споров о высшей природе вселенной…». И далее: «Ты можешь не знать, что такое йога и не обладать вообще никакими знаниями, но если ты будешь практиковать, ты обретешь все знания, включая знания йоги. Чтобы достичь успеха, ты должен практиковать постоянно с тщательностью, бдительностью и последовательностью. Только лишь так обретается успех в йоге. Пустые дискуссии здесь бесполезны».

Основным трудом, на который опирается йога, считается труд древнеиндийского мудреца Патанджали «Йога-сутра». В нем Патанджали обобщил и кратко сформулировал древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Сутра – это сжатая форма выражения мысли («сутра» значит «нить»), краткое, лаконичное высказывание, а нередко и часть высказывания. «Йога-сутры» представляют собой текст, состоящий из 195 таких сутр, поделенных на четыре книги или раздела.

Йога Патанджали состоит из следующих восьми частей (именно поэтому ее еще иногда называют аштанга-йога):

1. Яма – этика поведения в Природе.

2. Нияма – внешнее и внутреннее очищение, самодисциплина, самопознание.

3. Асана – поза, положение. Патанджали учит тому, что поза должна быть устойчива и удобна. Это достигается расслаблением и сосредоточением. Все позы требуют определённого психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают осознанное сосредоточение, необходимое на последующих этапах йоги. Система асан вырабатывалась тысячелетиями. Каждая из них обеспечивает широкое или избирательное воздействие на мускулы, нервы, органы или железы организма. Основное назначение асан – сделать ум и тело здоровыми, управляемыми и безотказными. Но это лишь средство настройки ума и тела, которое является всего лишь частью большой системы. И только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечивает единство, которое называют Йогой.

4. Пранаяма – контроль над дыханием. Прана – энергетическая основа всего существующего, жизненная энергия, физически проявляющаяся в дыхании. Поэтому пранаяма - это увеличение жизненной энергии через контроль и регуляцию её потока в теле. Научившись управлять дыханием, йог получает возможность контролировать чувства.

5. Пратьяхара – контроль над чувствами, отвлечение органов чувств (которые по обыкновению направлены наружу) от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем. Это обеспечивает правильное сосредоточение и медитацию.

6. Дхарана – концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение. Основная задача на этом этапе – научиться удерживать мысль на одном предмете. Дхарана – это мысленное сосредоточение на объекте, реальном или воображаемом. Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, а это дает практика асан и пранаям.

7. Дхиана – медитация, созерцание. «Непрерывный полёт сознания, нерушимый как поток масла, зафиксированный на внутреннем благоприятном объекте и есть дхиана» (Патанджали). Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Правильное созерцание перетекает в медитацию.

8. Самадхи – особое состояние сознания. Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга – это состояние называется самадхи.

Практика классической йоги доступна в любом возрасте. «Тот, кто регулярно практикует йогу во всех её аспектах, добивается успеха, несмотря на то, является ли он молодым, старым или дряхлым, больным или слабым», – говорится в известном труде по йоге «Хатха-йога прадипика». Любой человек может начать практику йоги в любой момент и продолжать занятия в течение всей своей жизни.

Яндекс.Метрика