Мы стоим у порога вечности…
Волны времени накатывают, словно морские валы и мчаться вдаль, стремясь вновь вобрать в себя бирюзовую глубину моря, розовый рассвет и голубое небо, унизанное бисеринками облаков. И как каждая уходящая минута прекрасно напоена смыслом…, смыслом жизни и бесконечным стремлением чарующего неповторимого мига, который и нужен только для того, чтобы понять, осознать чувственную радость бытия и всего бесконечного многообразия форм, которое нас окружает…
Из таких мгновений и рождается искусство. Подлинное, жизненное, родное…
Потому что содержанием искусства, как, впрочем, и любой человеческой деятельности, является жизнь, окружающая нас действительность.
Отличие искусства от других видов человеческой деятельности состоит в том, что оно осваивает действительность через создание художественных образов: искусство как бы заново воссоздает мир в форме, непосредственно воздействующей на мысли и чувства людей. Художник, однако, не копирует жизнь, не фотографирует случайно вырванные из жизни события, предметы, явления, но отбирает наиболее общее, типичное, характерное, все это осмысливает, проносит сквозь себя, вкладывает свое миропонимание, свои чувства, свою душу. Мы говорим: «Какая большая душа у человека!» Так вот, чем больше душа художника, чем более глубок его внутренний мир, тем более талантливы его произведения. И чем более талантлив художник, тем более гармоничным и природным получается произведение искусства, тем более оно созвучно окружающим людям, затрагивает часть души любого человека. Именно поэтому неберазлична окружающим «Джоконда» Да Винчи, именно поэтому ценны произведения Рафаэля, Микеланджело, Шопена, Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского…
Люблю я Моцарта; умел он забавляться,
Дурного скрипача и слушать и смеяться;
Он даже сочинил чудеснейший квартет,
Где все фальшивый звук и ладу вовсе нет;
Над этим, как дитя, он хохотал безмерно, -
Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный,
Скажи мне, где мне взять тот добродушный смех,
Который в хаосе встречает ряд утех,
Затем, что на сердце – дорогою привольной –
Так просто весело и внутренно не больно!
Н.Огарев «Моцарт»
Мы зачитываемся стихами Пушкина. А ведь он был не просто поэт. Это был фееричный дворянин, тонкий юморист, прекрасный рассказчик, великолепный собеседник, талантливый ученый, умный филолог. Каким красочным многообразием задышал русский язык в его творчестве, как божественна его муза.
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
А.Пушкин «Муза»
Как и любая вещь в Природе, произведение искусства сочетает в себе множество составляющих, имеет определенный цикл жизни, который включает в себя процесс рождения, расцвета, жизни, старения, смерти. Оно живет также, как человек, у него своя память, свои желания и надежды, в нем живет энергия, вложенная Создателем. Автор – первый Творец произведения. Первый, но не единственный. Он вкладывает начальную искру в жизнь произведения. Он, как мать-природа, вынашивает произведение, дает ему необходимую жизненную энергию и первый толчок при появлении на свет. Здесь свои законы, свои тонкости. Внимательность – важная часть этих законов. Но, самое главное, уметь прочувствовать то, что собираешься передать. Если человек не способен чувствовать и запоминать, он просто не сможет донести те самые тонкости, которые отражают глубину произведения.
Исполнитель стремиться, прежде всего, наиболее полно передать глубину содержания произведения, объять весь замысел Автора и раскрыть его для слушателя. Здесь несомненно участие творческого начала. Исполнитель привносит в произведение свои мотивы, понимание жизни, свою душу, чем придает ему новые качества, ранее не звучавшие. Умение прочувствовать произведение, придать ему характерные черты, сакцентировать внимание слушателей на важных (с точки зрения исполнителя) моментах, характеризует творческий талант Исполнителя, его умение «считывать» информацию Автора, обрабатывать, получать новое знание и делиться этой информацией со слушателем.
Ты помнишь ли: мягкие тени
Ложились неслышно кругом,
И тихо дрожали сирени
Под нашим открытым окном…
Все тише заветные речи
С тобою тогда мы вели
И скоро блестящие свечи
Рукой торопливой зажгли;
Ты села к роялю небрежно,
И все, чем полна ты была,
Чем долго томилась мятежно, -
Все в звуки любви облекла…
К. Фофанов
Иной раз, слушая давно знакомое произведение, начинаешь видеть те грани, которые ранее не понимал. И зависит это не только от твоего внутреннего роста, но, в большинстве, от таланта Исполнителя, от его «большой души». Исполнитель дает произведению искусства «вторую молодость», вкладывая свою энергию в процесс его жизни. И все это для того, чтобы внутреннее содержание было услышано и познано Слушателем (иногда даже самим Автором!). Именно поэтому мы так придирчиво отбираем в чьем исполнении слушать произведение. Ведь глубина души Исполнителя накладывает свой отпечаток, добавляет новые нюансы к портрету произведения.
Восприятие искусства – тоже творчество. Слушатель не может быть пассивным по отношению к творчеству Исполнителя и Автора. Его переполняет волшебная атмосфера присутствия и соучастия. А тот заряд чувств, который рождается в нем, накладывает свои штрихи к портрету произведения. Причем восприятие каждого слушателя глубоко индивидуально. В том и состоит могущество искусства: несмотря на своеобразие индивидуальных восприятий, все слушатели бывают охвачены и объединены наиболее существенным и важным, что составляет суть произведения.
И вот взаимодействие трех составляющих: Автор, Исполнитель, Слушатель дает в конечном счете то, что мы называем искусством.
Именно поэтому, имея за плечами столько веков, искусство продолжает радовать нас своим неповторимым ароматом жизни. Оно вкладывает в нас искру творчества, будит в нас любовь к красоте и делает это так нежно, ненавязчиво и незаметно, что каждое мгновение становиться вечностью в неповторимом колесе времени.